Интервью компании Dark Division - эксклюзивный дистрибьютор cd/dvd от Irond Ltd.
 
frontiers frontiers


Dark Division - эксклюзивный дистрибьютор cd/dvd от Irond Ltd.
Главная
О компании
Новости
Каталог
План релизов
Гостевая
Ссылки
Где купить
Контакты
поиск

Статьи




PUSHKING Freddie

Интервью компании Dark Division - эксклюзивный дистрибьютор cd/dvd от Irond Ltd.

20.12.2006

STEVE SMITH (VITAL INFORMATION): В ГАРМОНИИ МЕЛОДИИ И РИТМА


Наверное, судьба Стива Смита была известна заранее: a great drummer. В 2 (!) года Стив уже сел за ударную установку ? правда, она была дет-ской, с бумажными пластиками. С того момента прошло пятьдесят лет, в течение которых Смит успешно проявил себя в самых разных видах музыкальной деятельности: сначала продуктивно занимался с лучшими преподавателями (в том числе в Berklee College Of Music), а потом музи-цировал с биг-бендами и школьными ансамблями. После этого перешел на уровень повыше: его барабаны пригодились фьюжн-скрипачу Жан-Люку Понти (Jean Luc Ponty) и мелодик-рокерам JOURNEY. Но джазо-вая школа дала о себе знать: продолжая рок-угар в JOURNEY, Стив соз-дал проект VITAL INFORMATION, который надолго стал его визитной карточкой. Сотрудничество с самыми разными джазменами и джаз-рокерами, поп-проектами, продолжительная работа с оркестром Бадди Рича (Buddy Rich); вот уже пять лет Стив увлекается индийской музы-кой?
В том году мистер Смит уже побывал в Москве c проектом VITAL INFORMATION. Весной 2006 Стив снова появился на сцене Le Club?a, но уже в составе BUDDY?S BUDDIES, и любезно согласился ответить на мои вопросы


Тяжело в учении?
В возрасте девяти лет вы начали учиться у Билла Флэнагана (Bill Flanagan). Чему он научил вас?

Я мало, что умел делать (именно делать, а не играть) на ударной установке, и Билл показывал мне основы основ: как читать с листа, как правильно дер-жать палочки и т.д, также Билл учил меня биг-бендовскому свингу помимо всего этого. С девяти до семнадцати лет я занимался с Биллом, и он прекрас-но подготовил меня к колледжу Беркли, в котором я начал учиться в восем-надцать лет, как только окончил среднюю школу.

А там вы занимались уж с Гэри Чеффи (Gary Chaffee)?
Да, я встретил его в 1972 году. Он увидел мои хорошие фундаментальные знания и начал заниматься со мной более сложными вещами: нечетными размерами прежде всего. Гэри делал упор на группы из пяти, семи, девяти нот ? они свойственны скорее индийской музыке, а не привычной западной. Так же Гэри уделял много времени самой ударной установке и ее значении в игре: у него были оригинальный идеи, навеянные мастерством Тони Уильям-са (Tony Williams) и Эрика Граватта (Eric Gravatt)
Затем я учился у Алана Доусона (Alan Dawson) ? он замечательный барабан-щик, но более известен как преподаватель. Прежде всего, Алан обращал мое внимание на традиционный джаз ? он настаивал на том, чтобы каждую неде-лю я учил разные стандарты, играл их одновременно с записью.

Молодой да ранний
Свой дебютный альбом вы записали с Жаном-Люком Понти и Аланом Холдсвортом (Alan Holdsworth) аккурат после того, как закончили Беркли. А каково вам было записываться в первый раз с такими леген-дарными музыкантами, а не с обычными пареньками из ваших первых групп CLYDE и The ROAD RUNNERS?

Ну, я бы не сказал, что ребята из CLYDE и The ROAD RUNNERS были таки-ми уж и обычными и посредственными в плане музыки. Не стоит забывать, что дело было в 70ые годы, а тогда хорошей музыки было намного больше, чем сейчас. И Диззи Гиллеспи (Dizzy Gilepsie), и Билли Кобэм (Billy Cobham), и RTF ? эти команды были в самом расцвете своих сил! И естест-венно, молодые музыканты слушали и боготворили именно их, снимали пар-тии именно Чика Кориа (Chick Corea) и Тони Уильямса. Это сейчас фьюжн немного позабылся и, хотя начинающие музыканты продолжают слушать тех же WEATHER REPORT, с каждым годом возврат к прошлому все затрудня-ется, так как многие обращают внимание только на ныне существующие группы, транслируемые на MTV. А в 70ые годы вышеперечисленные коман-ды были НАСТОЯЩИМ; да, некоторые из них существуют и по сей день, но наибольшее давление и влияние на музыкальные умы юнцов они оказали лет двадцать-тридцать назад.
И возвращаясь к Понти и Холдсворту: конечно, я был взволнован. Но меня успокаивал мысль о том, что Понти просто так бы со мной играть не стал. Когда я недавно прослушал записанный в том далеком 1977 альбом ?Enig-matic Ocean?, я понял, что мне нравится, как я звучал (тогда мне было два-дцать три), да и как иначе (смеется). До это меня учили талантливые бара-банщики, и был готов к тому, чтобы открыться перед Понти и Холдсвортом. Я внимал их словам и делал то, что они говорили
Жан-Люк прописал все мои партии ? мне оставалось их отработать к записи. Мы готовились неделю ? несколько репетиций, тренировки дома и добро пожаловать на студию.
Этот опыт работы с Понти запомнился мне еще и тем, что Жан-Люк записы-вался с собственной командой. Ведь чаще всего практикуется такое: на за-пись приглашаются именитые сессионщики (например, Стив Гэдд (Steve Gadd) или Энтони Джексон (Anthony Jackson)), а на гастроли едут совершен-но другие люди, попроще. С мистером Понти такого не было: с кем на запись ? с тем и в тур. И это была потрясающая возможность для молодых музыкан-тов приобрести опыт, научиться, так сказать, уму-разуму?

? стать известным?
Да! и это тоже! Это хорошее начало карьеры: более знаменитые музыканты начинают интересоваться теми, кто записывался и гастролировал с Понти
А каково это было играть рок с JOURNEY сразу же после утонченного фьюжна с Понти?

С Жаном-Люком был мой первый опыт фьюжн. До этого я играл прямой джаз в биг-бендах и группах поменьше. А фьюжн был для меня новым; я сл-ушал его в Беркли, но совсем мало ? там был популярен джаз, фриджаз, ECM, особенно Гэри Бертон (Gary Burton) был притчей во языцех. А когда я прослушивался у Понти, я был техничным джазовым барабанщиком, пы-тающимся играть рок. Конечно, мне было интересно узнать, как это ? ?to rock?, и джаз-рок был связующим звеном между straight-ahead джазом и на-стоящим роком. На фьюжне с Понти и Ронни Монтроузом желание ?роко-вать? не закончилось: группа JOURNEY увидела, как я работаю на разогреве у них вместе с Понти и Ронни, и пригласили меня к себе. А я был рад про-должать изучать традиции рока.

И как быстро вы изучили их на сто процентов?
Я смог это утверждать, проиграв в группе три года.
Представьте, что JOURNEY воссоединились и приглашают вас на гаст-роли. Вы бы согласились?
Пока мне это не интересно, если Стив Перри (Steve Perry) вдруг захочет что-то подобное организовать, то может быть, я соглашусь. Но, честно говоря, отношение у меня к этому скептическое. И мне по душе те команды, с кото-рыми я работаю сейчас.

В 78 году, когда вы только начали играть в JOURNEY, вы так же были задействованы в проекте NOT BAD FOR WHITE GUYS. Почему за все время в проекте поменялось так много гитаристов?
Костяк группы был таким: я, басист Тим Ландерс (Tim Landers) и Дэйв Вел-чески (Dave Wilczewski) на саксофоне. Нам замечательно игралось втроем, и мы хотели приглашать в группу самых разных гитаристов ради любопытства и эксперимента. Дин Браун (Dean Brown), Дэрэл Стормер (Darryl Steurmer), айк Стерн (Mike Stern)? Так мы узнавали потенциалы этих музыкантов и оценивали возможность играть вместе в перспективе. Первый альбом VITAL INFORMATION был записан как раз с Дином Брауном и Майком Стерном ? уж очень они нам понравились своим подходом к творчеству.

Что касается VITAL INFORMATION, сколько времени занимает запись альбома проекта в настоящее время?
Хм, для начала нам нужно всем собраться (смеется). Второй этап создания альбома ? это джем. Мы джемуем два-три дня, в течение которых каждый вносит что-то свое: какой-то грув, мелодию, и мы подключаемся к этому. За-тем мы слушаем запись джема и отмечаем наиболее перспективные места и работаем над ними. Таким образом, короткий бас-грув обрастает другими темами, и получается уже полноценная композиция. После того, как их на-бралось достаточно для альбома, мы приступаем к записи, которая длится, как правило, неделю.

И снова о Майке всемогущем.
Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве со Shrapnel Records. Как так получилось, что вы играли на дебютных альбомах Тони МакАлпайна (Tony MacAlpine) и Ричи Котзена (Richie Kotzen)?

Для лейбла Shrapnel я начал записываться после того, как ушел из JOURNEY в STEPS AHEAD, но рок-сессии продолжались. А Майк Уорни (Mike Varney, директор лейбла ? прим. авт) занимался в то время поиском и раскруткой молодых талантливых гитаристов. Меня он попросил просто записаться на их альбомах. Пару дней репетиций и пару дней на запись; было очень весело и познавательно, а Тони МакАлпайн с годами сменил свой статус с ?молодо-го и подающего надежды? на ?известного и талантливого композитора?. Я очень рад за него и за себя, что в какой-то степени был причастен к его карь-ере, играя с ним на альбоме ?Edge of Insanity?

Кому пришла идея соединить VITAL INFORMATION и TRIBAL TECH в один проект?
О, дело было так: Майк Уорни решил попробовать себя на поприще фьюжн. Он отзвонил мне и спросил, не хочу ли я записать альбом трио моей мечты. Я согласился. В качестве гитариста я позвал Скотта Хендерсона (Scott Hender-son), а басиста ? Виктора Вутена (Victor Wooten). Но если со Скоттом я играл до этого, то с Виктором я лично знаком не был, но меня потряс его сольный альбом, который я долго слушал в музыкальном магазине, и в последствие дома. Я позвонил Скотту и Виктору, мы собрались у меня дома и начали ра-ботать. В день мы записывали по одной композиции: с утра джем и до вечера запись.
Когда пластинка проекта VITAL TECH TONES была готова, Майк сказал, что выпустит ее на Shrapnel Rec, но я не согласился с ним, ведь Shrapnel за-точен на хард-н-хэви, а VITAL TECH TONES ? чистой воды фьюжн. Майк, недолго думая, основал лейбл ToneCentre, на котором благополучно и вышла дебютная пластинка. И буквально сразу же Майк озадачил меня тем, что раз появился фьюжн-лейбл, то на нем нужно выпускать альбомы, а раз я, Стив Смит, всю эту кашу с созданием лейбла заварил, то и ?расхлебывать? мне (смеется). И я начал предлагать Майку разные проекты, и Gam-bale/Hamm/Smith были выпущены на Tone Centre как раз с моей подачи.

А Стюарта Хэмма вы впервые встретили как раз на альбоме Котзена, но уже с подачи Уорни?
Да. До этого я слышал Стюарта в составе Джо Сатриани (Joe Satriani). Мое мнение о нем как о лучшем рок-басисте не изменилось ? у Стюарта джазовая школа, но фокусируется он именно на роке.

Что касается проекта GAMBALE/HAMM/SMITH. Можем ли мы ожидать новый альбом?
Вряд ли. Мы уже обсуждали этот вопрос с Фрэнком (Frank Gambale) и Стю-артом. Никто особого желания не испытывает. Мы уже записали три велико-лепных альбома и нельзя портить приятно впечатление о них четвертым аль-бомом, неестественно натянутым. Ведь мы сыграли вместе все что хотели и смогли, а специально что-то выдумывать, пытать себя ? не стоит.

Чтобы знать.
Вы принимали участие в проекте GLOBAL BEATS WORLD PERCUSSION TRIO. Расскажите о нем поподробнее.

В проекте участвуют барабанщик из Южной Индии Каруна Морти (Karuna Murthy) ? он играет на tavil, драммер из Афганистана Хаким Людин (Hakim Ludin) ? он играет на всем, что издает тренькающие, блямкающие, тзынькающие звуки, и я. Мы соединяем средневосточные, индийские и ла-тинские ритмы в единое целое. У нас было несколько gig?ов, и, надеюсь, мы еще поиграем вместе.

А как вы попали в поп-проект SAVAGE GARDEN?
Это была всего лишь студийная запись и не более. Вообще это долгая исто-рия, но она стоит того, чтобы быть услышанной. Есть такой продюсер Уол-тер Афанасьефф (Walter Afanasieff, по-русски Владимир ? прим. авт.), у него русские корни. Уолтер ? прекрасный клавишник ? он играл с Жаном-Люком Понтии, периодически подыгрывает своей подопечной Мэрайе Керри (Mariah Carey). CBS нанял Уолтера, и он начал продюсерскую работу с Kenny G, Мэрайей, Селин Дион (Celine Dion) и многими другими. И каждый раз, когда ему требуется барабанщик, он зовет меня ? именно по этой причи-не я играл на альбомах Мэрайи.
Итак, Уолтер продюссировал первый и третий альбомы SAVAGE GARDEN и пригласил меня на запись пластинки. Я приехал в студию, встретил двух дру-желюбных ребят из SG, отыграл и записал заранее выученные два-три трека для ?Affirmation? и уехал.

Все без ума от Бадди
Давайте поговорим о третьем концерте ?Buddy Rich Memorial Scholar-ship Concert?. Почему вы исполняли именно ?Straight No chaser?, ?Nut-ville?, ?The Juicer is Wild??

Кэти Рич дала мне список композиций на выбор, такой же она дала и другим, и мы выбирали каждый себе. Не обошлось и без того, что другой барабанщик уже выбрал ту пьесу, которую я хотел бы сыграть. В принципе, я играл с биг-бендом Бадди Рича до этого и прекрасно знал многие композиции. Эти три я выбрал потому, что они мне нравятся, и я их уже давно отработал.

А почему на концерте вы играли в смокинге и в кроссовках?
У меня были прекрасные черные туфли, парадно-выходные, но какие-то мальчишки украли их из гримерки, поэтому пришлось воспользоваться такой белой спортивной обувкой (смеется)

Понравился ли вам последовавший за вашим выступлением джем с Марвином ?Смитти? Смитом (Marvin ?Smitty? Smith)?
Да, всегда интересно поиграть с другим драммером на пару, но тогда на кон-церте были моменты, когда Марвин уходил от той темы, что мы планирова-ли. Мне было несколько не по себе: импровизация импровизацией, но лиш-ние отклонения в темах ни к чему.

Легко ли было с ним сыграться?
Вообще нет. У нас дуэт носил более состязательный характер, а не музы-кальный. Причем на репетиции все шло как по маслу, и мы делали упор на гармоничную мелодию. И сыгрываться особенно не нужно было: мы намети-ли темы, но Марвин коварно ?забыл? про них (смеется)

Дела барабанные
Почему вы изменили угол наклона своего ведущего барабана?

В 91 году я занимался с Фредди Груббером (Fredi Gruber). Мы работали над моими руками; в результате занятий я понял, что мне следует изменить угол наклона рабочего, чтобы улучшить звучание.

Мистер Смит, а каков ваш подход к солированию с точки зрения мелодии?
На мое солирование больше всего повлиял Макс Роуч (Max Rouch) ? у него очень часто встречаются изысканные, необыкновенные фразы. Я рос, слушая Макса и его игру, и пытался внести в свое мастерство такую же гармонию ритма и мелодии. Мало того, Макс Роуч ? первый музыкант, доказавший, что барабаны могут быть солирующим инструментом. В настоящее время это миссию удачно выполняет Терри Боззио (Terry Bozzio), но Макс начал это шестидесятые годы, он был первооткрывателем. Я учил его соло, разбирал систему, концепцию, и то, что вы слышите во время моего солирования ? там почти везде заметно влияние Макса. Сейчас я не особо размышляю об этом, так как уже привык к такой мелодико-ритмическому устрою
В соло ?Culture Clash? (из третьего альбома проекта Gam-bale/Hamm/Smith) звучат еще и индийские ритмы?
Да, в то время я был погружен в индийскую культуру и экспериментировал с разными ритмами. ?Culture Clash? ? это демо-версия пьесы ?Mad Tea Time?, которую я записал с Закиром Хусейном (Zakir Hussain) для сборника Drumna-tion Vol.1. ?Mad Tea Time? ? более изысканное, более индийское, я бы сказал, соло.

Вы записали DVD ?The History of U.S. Beat?. А что-нибудь об индийской музыке будете записывать?
Да, наверное.

Это будет экскурс в историю ее развития?
Нет, к сожалению. Я не обладаю такими познаниями в области индийской культуры, которая насчитывает тысячи лет в отличие от ста?ста пятидесяти лет развития американского бита. Я собираюсь рассказать об индийских ударных инструментах ? а их в сотни раз больше, чем вы можете предположить. Это и раннее упомянутый tavil, и modabgo (из Южной Индии), gatham (глиняный горшочек), kandira (маленький бубен). Самый известный индий-ский ударный инструмент ? это tabla
После обзора (теоретической части) последует практикум: я приглашу некоторых индийских музыкантов, чтобы они продемонстрировали свое владение этими замысловатыми барабанчиками. Затем поиграю на них сам и покажу на обычной ударной установке основные индийские ритмы
Мистер Смит, расскажите о ваших ежедневных упражнениях.
Они постоянно меняются, нет такого, чтобы я изо дня в день играл одно и тоже. В своих занятиях я охватываю как и индийскую музыку, так и тради-фионный джаз, например технику Билли Джо Джонса. Главное ? найти ба-ланс между всем этим.
Единственное, что не меняется в моих занятиях ? это пение. Да! я учусь петь свои партии, а потом ?пою? их, играя тоже самое, что я пою, на барабанах ? такой подход развивает чувство ритма.

А что насчет разогревающих упражнений?
Я сажусь и настраиваюсь на ту музыку, которую буду исполнять. Играю от-дельные куски; в целом на разогрев мне требуется около сорока минут.

Сколько времени в день вы уделяете для занятий?
Два часа, максимум три. Многие говорят, что это мало ? может быть, но мне хватает. У меня и так много дел в области бизнеса, и когда остается два часа, чтобы позаниматься, я заранее знаю, что я буду играть все это время, и от-влекаться от этого не буду.
Очень интересно это слышать, потому что есть профессиональные барабанщики, которые занимаются по шесть часов в день, но их техника далека от вашей.
Да, можно заниматься и по десять часов и без всякого прогресса. О самых главных принципах занятий я рассказал на своем DVD. Я играю не то, что мне известно, а то, что у меня плохо получается, поэтому меня лучше не слушать во время занятий (смеется). Я начинаю медленно играть ?трудные? партии, пытаясь понять ее, уловить смысл, а затем постепенно увеличиваю темп. Есть еще много других нюансов: тренироваться ежедневно, быть терпимым к оплошностям, заниматься с преподаваталем.

И все получится!
Да! У вас это точно получилось! Было очень познавательно пообщаться с вами. Думаю, это общение не раз повториться! Мне нравится в Москве и, возможно, я стану тут частым гостем!

Татьяна Зайцева
MUSIC BOX

Автор выражает благодарность Игорю Бутману, Роману Христюку, Валерию Кучеренко

» К СПИСКУ
 
  dec09
nov2009